Ловозеры. Кольский полуостров - 2017.
 

     В прошлом году погода Кольского смешала мои планы: из-за циклона пришлось вернуться на неделю раньше, так и не посетив 60, 61 и 62-й пегматиты северного склона Ловозерского горного массива и гору Флора.  Но я ведь «упертый» (это из анекдота, который я дорасскажу в конце).  Раз решил – значит надо достичь! И поехал я достигать не достигнутое…

В этом году план был такой:

Первая часть: посетить Северный карьер, на котором был в прошлом году – восполнить материал. Особенно хотелось найти кристаллы призматического Гакманита, которые удалось добыть прошлый раз. Довольно редкая штучка, знаете-ли…  Плюс набрать материал, на который я не обратил внимание год назад – кристаллики Лопарита в породе.

Вторая часть – главная. Пеший маршрут: рудник Карнасурт - 60 - 62 -61 пегматиты – г. Флора с ее Нарсарсукитовой и Рамзаитовой точками.  

Поездка была одиночной. Не сложилось как-то с напарниками.  И после того, что учудил мой организм уже в этом году во время поездки на Южный Урал, я был не совсем уверен в успехе новой поездки. Кроме того, прогноз погоды был нерадостным. Особенно зверствовал Гисметео. Яндекс был более оптимистичен, но тоже безрадостен. Поэтому, будучи не совсем уверенным в успехе мероприятия по совокупности причин, впервые не анонсировал поездку на форуме.

Но решение принято, и 27-го июля я стартовал уже в третий раз по знакомому маршруту Москва-Оленегорск-Ревда. В Ревде меня поджидал УАЗ-буханка на больших колесах, который быстренько доставил на Северный карьер. По дороге узнаю у водителя новости. Новости следующие: «В этом году лето пришло на месяц позже – поэтому в горах еще снег, а вода в ручьях, которые предстоит форсировать, высокая. Медведи? Ты больше одичавших собак опасайся. Они уже одного человека загрызли. Хуже волков – людей не боятся. Двоих собак в капканы поймали, но еще остались (тут я пожалел, что из-за веса не взял с собой охотничий нож…). А медведи есть, но не много. Вот как раз один перед Флорой живет.  Небольшой,» - успокоил меня водитель и уехал. «Ты звони, если шо» (С), я тут и спасателем работаю…». Связь, кстати была везде благодаря тому, что я подготовился, учтя ошибки поездки на Южный Урал, - взял симку второго оператора (Мегафон). Больше я с одним оператором в дальние поездки не поеду.

                Первым делом как всегда - установить палатку, пока погода позволяет. Погода, не смотря на прогноз, отличная, настоящее лето. Только ветрено. Выбираю место потише, на склоне под дорогой, но и там палатку пока ставил пару раз опрокидывало ветром. Тонкий слой грунта на камнях держит колышки плохо. Креплю палатку камнями, делаю из них некоторую ветрозащиту по периметру. Опыт Полярного Урала – уж там ветра, так ветра….

Сам неработающий карьер на месте, что с ним сделается. (Не хочется о нем писать подробно, т.к. уже делал это в прошлом году). Единственно, в двух местах лежат большие снежники, чего и в помине не было год назад – результат позднего лета. И это не где-то высоко в горах, это у подножия. Просто затененная зона. Но за год в карьере произошли заметные изменения. Чувствуется рука камнелюбов. Пегматитовая зона в прошлом году почти красная от Эвдиалита стала почти бежевой от Полевого Шпата – так ее обкололи. А в двух продуктивных зонах на отвалах закопушки заметно углубились. За время моего двухдневного пребывания на карьере туда приезжало две группы камнелюбов из Апатитов. Но стучали они молотками как-то вяло и недолго – избалованы близостью Камня.  Но у меня-то другие расклады…

                В первый день пребывания на карьере, пользуясь хорошей погодой, пошел в окрестные горы. Была информация, что там можно найти светящийся красным в УФ-лучах Гакманит в черной вмещаемой породе.  Двигался вверх по ручью. Дошел до самого цирка горы. Искомое я нашел, но качество не устроило – не стал брать. Однако, о пройденном пути не жалею. Я оказался в нужное время в нужном месте. Солнце, зелень, синее небо, длинный снежник по кромке ущелья, черные уступы скал, струящаяся по ним вода и водопады, цветущая карликовая верба – обалденно красиво! Если б не затяжная весна, снега бы не было, водопады были бы скудными… Видел один необычный несильный водопад: вода падала с козырька широким тонким шлейфом – это красиво, но обычно. Однако ветер в тот день дул с такого ракурса, что при его порывах, воду, еще не долетевшую до земли, подбрасывало верх и закидывало обратно назад по ходу воды на метр. Таким образом вода совершала кольцо и опять стекала и опять забрасывалась обратно. Сфотографировал, но динамика малопонятна, видны только брызги. И я один среди этого великолепия! Не то что на какой-нибудь Белой речке в Адыгее, где по таким местам толпы водят – там нет ощущения единения с природой.

                         

             Прямо с верховий ущелья, срезая путь, по диагонали спустился на расположенный рядом заброшенный Умбозерский рудник. Контраст нерукотворный природы и рукотворной разрухи производит сильное впечатление. Взрывали его что ли при закрытии? В отвалах там не копался, т.к. специально не уточнял, где надо копаться.

                Затем вернулся на Северный карьер, еще раз полюбовался на открывающийся с него вид через Умбозеро на Хибины и принялся за работу.   Коробки постепенно наполнялись: светящийся в УФ Гакманит в породе, сиреневый Мурманит, кристаллики полевого шпата, кристаллики Лопарита в породе (один кристаллик попался не такой уж маленький), парочка целых кристаллов Гакманита. Только вот беда, зонка с кристаллами призматического Гакманита оказалась выбрана, но пару образцов я все же нашел.

                     

       Так и прошло два солнечных дня.  На утро третьего в назначенное время УАЗ за мной не пришел и СМС не сбросил… Прождав лишних пол часа, позвонил и узнал, что он сломался и будет через три часа. К этой незадачке начался дождь. А дождь на Кольском меня напрягает, потому что дождь там может превратиться в Дождь или в доооооождь. Палатка собрана. Решаю не ждать три часа. За час перетаскиваю в две ходки все на проезжую дорогу и вызываю такси (хорошо, что подстраховался телефоном). Такси появляется нереально быстро и везет меня на точку старта следующего этапа – к подножию горы Карнасурт, где вовсю работает одноименный рудник. По дороге прячу добытое на Северном в лесу у обочины в приметном месте – заберу на обратном пути.

И вот я перед вторым этапом путешествия.

      Основной вопрос маршрута был, как добраться от 61-го пегматита до горы Флора. От рудника Карнасурт до Флоры ведет проходимая не для всякого внедорожника дорога, по которой вместе с добытым на маршруте материалом меня должен будет забрать УАЗ. Но туда-то предстоит добраться пешком.  61-й пегматит находится практически на прямой от места страта до Флоры, от него ближе идти, но в горах прямой путь не самый короткий… В результате изучения снимков из космоса, топокарты, советов с местными принимаю промежуточное решение: от 61-го пегматита идти не непосредственно на Флору, а сделать крюк – спуститься до реки, потом вдоль нее дойти до дороги, спрятать там добытое на пегматитах и уже по дороге (что легче) иди на Флору. Понимаю, что очевидно придется сделать две ходки, доставляя добытое на пегматитах на дорогу. Но ничего, я ж «упертый»! С такой идеей я выдвинулся от Карнасурта по маршруту. Гладко было на бумаге…

                    

      Погода стала приближаться к обещанной.  Туман на глазах затягивал горы и дорогу, по которой я должен был подниматься. Постепенно вхожу в туман, видимость снижается до 100, недолго до 50-ти метров. Но дождя нет. Радует, что выплываемые из тумана очертания местности по мере продвижения совпадают с ожидаемыми. Пересекаю первый ручей, бреду вдоль больших разведочных канав. Посередине одной из них наблюдаю закрытый гофролистом шурф. Скоро должен показаться второй ручей, на берегу которого расположен 60-й пегматит.  Начинается сильный дождь. Обидно, ведь почти дошел. Но закупленный специально к поездке плащ-ПВХ и поднятые болотники прекрасно защищают от промокания. Плащ-ПВХ хоть дороже и тяжелее китайских полиэтиленовых, но гораздо функциональнее. По итогам поездки - однозначно рекомендую. «Гром! И молния…» (С) Гроза! Мне только грозы в горах не хватало. Это моя первая гроза в горах, возможно, поэтому такие острые ощущения. Вообще-то я грозу люблю. Но одно дело наблюдать ее из окна за толстыми стенами, другое дело быть в ней. А ощущение такое, что ты именно в ней. Туман прямо над головой и вокруг, и сполохи тоже очень близко. Раскаты грома с рокотом прокатываются через тебя по тому ущелью, в котором  идешь. И вообще непонятно куда/в кого ударит молния: торчишь, как гвоздь на склоне… К счастью, гроза была короткой.

                    

                 Из тумана выплывает новый свежесрубленный домик над шурфом. Довольно большой. Совсем новый, на снимках его не было. Но главное не это, за ним из тумана выплывает противоположная сторона ручья - крутая высокая стена, усыпанная курумником. Странно… Вроде такого быть не должно. Мне же потом предстоит на нее взбираться. Оставляю рюкзак у шурфа и на легке иду обследовать ручей, искать пегматит и путь наверх. Ни того, ни другого не наблюдается. Пегматит не особо-то приметный, но не настолько же… Достаю карту. Понятно: он находится до поворота ручья, а я забрался выше поворота. Спускаюсь вниз по ручью и за поворотом нахожу пегматит. Отлично! И склон как раз выполаживается – не придется штурмовать кручу. Теперь найдена точка отсчета – 60 пегматит – от него можно ориентироваться и искать следующий, 62-й. Хожу-брожу в тумане – нету. Ходил довольно долго, но кроме вышки триангуляции ничего не нашел.  Подробная карта осталась в рюкзаке. Немного расстроился. Вернулся к рюкзаку, перетащил его на берег реки к 60-му пегматиту, где и разбил палатку. Благо дождь закончился. Достал подробную карту. Моя предыдущая вылазка и найденная вышка триангуляции, указанная на карте, помогли сориентироваться. Туман как раз рассеялся, и я быстро нашел 62-й пегматит, а затем и 61-й пегматит.

          Я очень рассчитывал попасть на него в отсутствие тумана, чтобы рассмотреть с него путь на дорогу вниз. Тумана не было, но и дороги видно не было. Были видны только елки зеленые вдоль ручья – довольно широкий лес. Через который где-то внизу в нескольких километрах должна проходить дорога. Но гору Флора с 61-го пегматита увидел!  И тут я глубоко задумался… Навигатора у меня не было. Соответственно, точной координаты пересечения реки и дороги, на которую он бы меня вывел – тоже. Можно, конечно, идти и найти. Но как она выглядит? В тундре любой проезжий вездеход оставляет след на многие годы. А если это окажется не тот след? Для местных это прогулочный маршрут – когда дорогу знаешь, а для меня-то разведочный! Вот как я оказался по ручью выше поворота и проскочил пегматит? Да одно дело блуждать налегке, а другое дело с грузом. Связь-то работает, но ориентиров не будет… Да плюс потенциальная встреча с небольшим мишкой… Да и идти по дорогое всегда легче, чем напрямки… Да и вообще, нормальные герои всегда идут в обход! Взвесил все и решил быть нормальным героем: вернуться с грузом, как пришел, а потом без него по дороге от точки старта дойти до Флоры. Сразу стало как-то спокойнее, и я приступил к добыче.

         Начал  с 60-го пегматита. Как и везде в Ловозерах минералов в нем масса, но я не систематик – в мелких точках не разбираюсь. Мне бы чего-нибудь попонятнее. В пегматите представлен Уссингит (зона которого практически полностью выбрана), Эгириновые сферолитовые стяжения, Эвдиалит, кристаллы Чкаловита, Стенструпина, Лоренцинита и богатая редкоземельная минерализация. Сама копь заплыла. Большие земельные работы не входили в мои планы. Но по краям отвала во множестве валялись куски и кусочки Уссингита. Помню, как Михалыч говорил, что переколол кучу Уссингита в поисках полостей с кристаллами Чкаловита. Я знал, что Михалыч человек увлеченный, но, судя по количеству расколотого, он просто маньяк какой-то….  В общем, я набрал много Уссингита. Выбрал все розовые куски. Некоторые относительно крупные – удастся выточить несколько шаров и яиц. При отбитии белой части от розовой и мне открылась полость, в которой сидели несколько некрупных кристаллов Уссингита. Вообще, работа в тумане, без солнца, у меня вызывает гнетущие ощущения, и совершенно не хочется, что-то там выискивать и рассматривать. Поэтому, что быстро нашел, то нашел. А помимо Уссингита нашел кристалл Лоренценита миллиметров 18 в породе и  идиоморфный кристалл Эвдиалита.

                          

                Затем переместился на 62-й пегматит. Главными минералами пегматита являются Гакманит, Натролит, Эгирин, Микроклин. Кроме того, встречается множество второстепенных минералов. Набрал там блочного Натролита на шары и образцы, светящегося в УФ Гакманита. Причем Гакманит там двух видов: во вмещающем голубоватом Натролите и в какой-то вмещающей черной породе. В УФ смотрится совершенно по-разному.

                      

                Следующий, 61-й, пегматит меня совершенно не впечатлил. Шурф, который там вырыт, был закрыт снежником. И хоть наколотого камня валялось вокруг во множестве, но что-то не торкнуло. Ничего копать-собирать там не стал.

                Вернулся со всем добром к палатке и задумался: как же я все это попру? (Извините за мой французский). Можно, конечно, взять не все.  Но с Флорой неизвестно как еще выйдет, а тут реальный материал уже в руках. Жалко оставлять. Решаю идти челночно в две ходки, но ни один добытый камень не должен остаться в горах! Справлюсь, я ж «упертый»! Надо передохнуть. Хождение без груза - уже отдых. А что это за еле заметная вездеходка? Пойду проверю, куда она ведет. А вывела она меня точно на маршрут. Туман к этому времени развеяло, и я понял, почему меня занесло к верховью ручья вместо пегматита. Я в тумане не заметил поворот на эту вездеходку и сам пегматит, который без тумана прекрасно виден с основной дороги – и проскочил по ней дальше.  Завтра тяжелый день – над будет вынести все во всех смыслах. Решаю камень забросить вперед по маршруту уже сегодня и перетаскиваю его на четверть маршрута вперед, благо у полярного дня есть удобство – ночью вполне можно работать. Возвращаюсь к палатке уже в пол первого ночи изрядно уставший. И заваливаюсь спать.

               У полярного дня есть и недостаток: утром становится абсолютно светло очень рано, свет не дает спать. Проснулся всего через четыре часа. Сильно недоволен этим. Но уже не заснуть. К тому же желудок с утра дал ясно понять, что он отказывается принимать в себя доширак, шоколад и прочий сухпай. Но у меня ничего другого с собой нет.  Ладно, желудок, посмотрим, на что ты согласишься  с голодухи….  Зато погода для выхода отличная: высокая облачность, ветра и дождя нет, над долиной голубое небо. Светло и приятно. Обратная дорога была проста и понятна. Ничего разведывать и проверять уже не требовалось. Двигался с возвратом за второй партией. Дорога при этом, конечно удлинялась в трое, зато и груза можно было вынести минимум в два раза больше. Но на середине пути не выдержала тележка – порвался металл. «Ах ты, неблагодарная, я ж тебя на руках половину дороги вместе с грузом нес! Ну и ржавей теперь в одиночестве в горах. Все равно все заберу, я ж «упертый»!

Прячу нагруженное на тележку за большим валуном. Прохожу оставшуюся половину маршрута, спускаюсь к руднику. В кустах освобождаю рюкзак. Возвращаюсь вверх, забираю оставленное и опять вниз. Ну вот я и вынес весь камень! В итоге непростой оказался денек: 4 часа сна, сутки без еды, и 6,5 часов выхода с гор с грузом. Но организм, в отличие от техники, не подвел. Однако, час после спуска валяюсь рядом с рюкзаком….

                Но поход на Флору «накрылся». Т.к. без тележки я, если наберу еще камней, не смогу их перемещать ни в Оленегорске к поезду, ни в Москве.  Решаю вынуждено сократить поездку. И я как в воду глядел… Далее такси - забор спрятанных в лесу камней - ожидание автобуса на Оленегорск. Напротив остановки в магазинах нет йогуртов, а желудок просит диетического. Разговорился с мужичком, который тоже ждал автобуса. Поведали друг другу о своих печалях. Тут он достает из портфеля баночку с творогом и ложку и протягивает мне – "Ешь!".  То, что надо, помогло. Водитель автобуса, увидев мои коробки, специально сделал разворот и высадил меня непосредственно у дверей вокзала. Спасибо вам, неизвестные встречные. Тронут. Есть еще люди в русских селениях!

                Дальше веселее. У кассы:

- Хочу уехать сегодня задешево в Москву.

- Задешево вот поезд уже стоит. Отправление через 10 минут. Других билетов на сегодня нет.

- Так давайте же скорее, мне еще коробки перетаскивать!

- Я еще мелочь не посчитала…

«Я убью тебя лодочник!» (С)

Выскакиваю из дверей вокзала, кидаю рюкзак у двери ближайшего вагона. Затем туда-сюда за коробками бегом. Проводница:

- Я не могу впустить Вас в этот вагон, что б Вы потом все это таскали по поезду. У вас еще целых пять минут, что б отнести все это в свой вагон.

Нет, ну они точно моей смерти хотят. Что б я за пять минут 75 килограмм (пять мест) перетащил за восемь вагонов? Без разговоров забрасываю свой рюкзак в ее вагон – посмотрим,

как она его выкинет обратно. Самый большой рюкзак, между прочим, из всех в зале ожидания. Затем коробки. Через две минуты поезд трогается. Рюкзак – в оплаченное багажное купе, коробки по очереди на руках через восемь вагонов к себе. На последней коробке мою движуху замечает начальник поезда: «А не слишком ли Вы много тяжелого везете?». «Слишком, - искренне соглашаюсь я, - Тяжелое, но компактное». И оставляю начальника поезда размышлять у себя за спиной над этой фразой, благо коробка-то последняя.

        На этом история могла бы закончиться, если бы не неожиданная информация, полученная по возвращении: мой знакомый, который заходил на Флору на день позже моих планов, тоже так туда и не дошел. Т.к. за последним ручьем натолкнулся на годовалого медвежонка. (Даже фото имеется.) А это самое страшное, ибо находящаяся где-то рядом мамаша страху не знает. Ее ничем не испугать и не остановить. Поэтому знакомый благоразумно решил не рисковать. Так что, может очень даже неплохо, что у меня сломалась тележка…

        И в заключение обещанный анекдот.

Пристала ворона к лебедям:

- Возьмите меня с собой в перелет!

- Да ты не выдержишь.

- Выдержу, я упертая!

- Ну смотри, завтра большой лес перелетать будем.

Ворона прилетела на час позже лебедей, уставшая.

- Может не полетишь дальше?

- Полечу. Я упертая!

- Ну смотри, завтра большое озеро будем перелетать. 

Ворона прилетела на три часа позже в полуобморочном состоянии.

- Может не полетишь дальше?

- Полечу. Я упертая!

- Ну смотри, завтра горы будем перелетать.

Ворона прилетела на сутки позже, чуть живая, без половины перьев. Еле отдышалась.

- Ну вот, а вы говорили не выдержу. Я ж упертая, но шизанутаяяяяяя……

 

 

 

                                                                                              Минералы из поездки в продаже ЗДЕСЬ

 

                                                                                              ПОЛНЫЙ ФОТООТЧЕТ ЗДЕСЬ